В управление торговли с начала года поступило 691 обращение от жителей города для оказания помощи в защите прав потребителей

Управлением торговли и потребительского рынка по направлению защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг на потребительском рынке за период с начала 2021 г. по настоящее время рассмотрено 691 обращение граждан на качество товаров, работ и услуг, из которых:

- по телефону «горячей линии» 331 обращение

- на личном приеме 160 обращений

- письменных обращений 208 обращений.

Доля обращений граждан распределилась следующим образом:

- по качеству товаров – 60% (416 ед.)

- по качеству выполнения работ (услуг) - 40% (318 ед.)

В досудебном порядке по обращениям в сфере торговли, работ и услуг предъявлено 281 претензий. По предъявленным претензиям в пользу потребителей возмещено – 885 тыс. руб., из которых:

- в сфере услуг 218 тыс. руб.,

- в сфере торговли: 667 тыс. руб. в т.ч. в рамках урегулирования споров организовано проведение более 34 ед. товароведческих экспертиз, по результатам которых:

- возмещено потребителям более 250 тыс. руб.,

- заменено на новые товары – 28 ед. (обувь, одежда, телефоны),

- проведен безвозмездный ремонт – 30 ед. товаров.

Наибольшее количество обращений на ненадлежащее качество технически-сложных товаров (крупная и мелкая бытовая техника), а также на действия работников торговых сетей при их продаже в кредит, в части навязывания дополнительных платных услуг (сертификаты об оказании круглосуточной помощи, договоры страхования, открытие новых кредитных банковских карт) мотивируя потребителей, что будет снижена финансовая нагрузка.

Нередки жалобы на интернет-магазины: не только не доставляют товары или доставляют товары, не соответствующие заказу, но и не предоставляют информацию о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, адресе нахождения, условиях возврата товаров, происходит полное игнорирование потребителей.

Оплата товаров через мобильный перевод по договорам купли-продажи по предоплате либо оказанию услуг (работ) также является проблемным вопросом. Чеки со стороны продавца (исполнителя) не выдают, гарантийный период не устанавливают, при выявлении недостатков продавец (исполнитель) отказывается устранять недостатки. При детальном рассмотрении спора выяснятся, что перевод денежных средств произведен на личный счет физического лица. Доверчивым потребителям приходится обращаться в органы УМВД для установления факта передачи денежных средств в адрес организации либо ИП.

Имеются жалобы и на качество и сроки оказания услуг строительного подряда, услуг связи, страхования и иных услуг (банковских, туристско-экскурсионных, медицинских, изготовление мебели, металлопластиковых окон и балконных блоков), бытового подряда - по ремонту бытовой техники.

Судебная защита прав потребителей. Органы местного самоуправления наделены правом осуществлять защиту прав потребителей в форме судебной защиты при наличии письменного заявления о представлении интересов.

Так за отчетный период оформлено 32 исковых заявлений в защиту нарушенных прав потребителей. В судебном порядке возмещено потребителям 1 млн. 342 тыс. руб., из которых:

- в сфере торговли 593 тыс. руб.

- в сфере работ (услуг) 606 тыс. руб. Кроме того, по результатам судебных разбирательств наложен штраф на юридических лиц и предпринимателей для перечисления в бюджет города в сумме 143 тыс. руб.